26 Марта 2020
О профилактике распространения новой коронавирусной инфекции
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
по вопросам законодательства Российской Федерации связанным с профилактикой распространения гражданаминовой коронавирусной инфекции (COVID-2019)
I.Общие положения
Согласно частям 9, 10 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей илииного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающихзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Решение омедицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей илииного законного представителя в этом случае принимается консилиумом врачей, ав случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим(дежурным) врачом, либо судом в случаях и в порядке, которые установленызаконодательством Российской Федерации.
Исходя из действующей редакции перечня заболеваний, представляющихопасность для окружающих, утвержденного постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 01.12.2004 No 715 (ред. от 31.01.2020), коронавируснаяинфекция (2019-nCoV) относится к таким заболеваниям.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 No 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а такжепостановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав другихграждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 33 указанного Закона, больные инфекционнымизаболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие сбольными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиесяносителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторномуобследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если онипредставляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации илиизоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также, исходя из пункта 10.1 санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных ипаразитарных болезней», утвержденных постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 No 65,больные инфекционными и паразитарными болезнями, лица с подозрением наинфекционные и паразитарные болезни, лица, общавшиеся с больнымиинфекционными болезнями, <...> а также лица, являющиеся носителямивозбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию наналичие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскомунаблюдению или лечению (экстренной профилактике), и в случае если онипредставляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации илиизоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Согласно пунктам 15.1, 15.2 указанных Правил, лица, общавшиеся с больным по месту жительства, учебы, воспитания, работы, в оздоровительной организации, поэпидемическим показаниям подлежат медицинскому наблюдению, лабораторномуобследованию и экстренной профилактике. Результаты медицинского наблюдения,лабораторного обследования вносятся в первичную медицинскую документацию.Перечень инфекционных болезней, эпидемические показания, при которыхобязательным является медицинское наблюдение, лабораторное обследование иэкстренная профилактика лиц, общавшихся с больным (в том числе вэпидемических очагах), объем и порядок их проведения определяютсязаконодательством Российской Федерации.
Совокупность норм позволяет говорить, что коронавирусная инфекция(2019-nCoV) (или COVID-2019, что равноценно) в силу перечня заболеваний,представляющих опасность для окружающих, и норм статьи 20 Федеральногозакона от 21.11.2011 No 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан вРоссийской Федерации» относится к таким инфекциям, о которых идет речь вуказанных выше Правилах.
II. Действия органов власти, сотрудников медицинских организацийпри работе с гражданами
1.Посещение граждан, подозреваемых в наличии у них коронавируснойинфекции (COVID-2019), целесообразно проводить группами, в которые входятврач и сотрудник полиции.
2.В случае отсутствия граждан, проживающих по проверяемым адресам вдневное время, обеспечить повторную проверку адреса в период с 20-00 до 23-00час.
3.В случае отсутствия устанавливаемого лица по указанному адресу,составить беседу с лицами, находящимися по данному адресу (соседями) с цельюсбора следующей информации:
- возраст, образ жизни, круг знакомых, близких;
- возможное местонахождение лица в настоящее время;
- место работы (учебы);
- актуальный номер мобильного телефона;
- аккаунты в сети «Интернет»;
-наличие в собственности (пользовании) автотранспортных средств,недвижимого имущества (жилья);
- семейное положение, место проживания (работы, учебы) детей, супруга(супруги), родителей.
- самочувствие самого лица и членов семьи (наличие признаков ОРВИ);
- возможный маршрут дальнейшего следования лица, другие планы.
4. При имеющейся возможности незамедлительно установить связь слицом, прибывшим на территорию Новосибирской области из региона снеблагополучной эпидемиологической обстановкой, при этом:
- получить информацию о местонахождении;
-довести информацию о необходимости немедленной самоизоляции(домашнем карантине) и вызове на место проживания медицинских работников потелефону 112;
-установить контакты лица с момента прибытия на территориюНовосибирской области из региона с неблагополучной эпидемиологическойобстановкой (по месту работы, учебы, проживания, в транспорте и т.д.).
-предупредить о возможном наступлении административной и (или)уголовной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. В случае получения информации о возможном убытии лица,прибывшего на территорию Новосибирской области из региона снеблагополучной эпидемиологической обстановкой, незамедлительнопроинформировать органы Роспотребнадзора по телефонам 8-800-350-5060,8(383)220-42-85.
6.При обнаружении гражданина, в отношении которого требуетсямедицинское вмешательство по причине коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащим(дежурным) врачом, прибывшим к месту нахождения гражданина, принимаетсярешение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина.
В случае отсутствия возражения гражданина по поводу вмешательстваврачом производятся действия согласно требованиям законодательства (в т.ч.санитарно-эпидемиологических правил) по медицинскому наблюдению,лабораторному обследованию и экстренной профилактике, при необходимости -обязательной госпитализации или изоляции.
В случае несогласия гражданина производятся следующие действия:
Сотрудник полиции в соответствии со статьей 13 Федерального закона от07.02.2011 No 3-ФЗ «О полиции» объявляет физическому лицу официальноепредостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающихусловия для совершения преступления, предусмотренного статьей 236 Уголовногокодекса Российской Федерации, административных правонарушений,предусмотренных статьями 6.3.,6.36, 19.3, 19.4 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, предупреждает о санкциях в рамкахуказанных статей кодексов.
Справочно:
КоАП РФ:
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушениидействующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнениисанитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа награждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот доодной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячирублей или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублейили административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол составляют и рассматривают органы, осуществляющиефедеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор(Роспотребнадзор). Рассматриваются мировыми судьями в случаях, если органили должностное лицо, к которым поступило дело о таком административномправонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Статья 6.36. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельностимедицинского работника по оказанию медицинской помощи, за исключениемслучаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 настоящего Кодекса, если этодействие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысячдо пяти тысяч рублей.
Протокол составляю должностные лица органов внутренних дел,рассматривают мировые судьи.
Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудникаполиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службыбезопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов,осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сферемиграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительнойсистемы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации(извлечение: часть 1)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудникаполиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардииРоссийской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охранеобщественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равновоспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот доодной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Протокол составляют должностные лица органов внутренних дел(полиции), рассматривают районные судьи.
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лицаоргана, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностноголица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами наосуществление государственного надзора, должностного лица органа,осуществляющего муниципальный контроль (извлечение: часть 1)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованиюдолжностного лица органа, осуществляющего государственный надзор(контроль), государственный финансовый контроль, должностного лицаорганизации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами наосуществление государственного надзора, должностного лица органа,осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовыйконтроль, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа награждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - отдвух тысяч до четырех тысяч рублей.
Протокол составляют должностные лица органов внутренних дел(полиции), должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю инадзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), должностные лица органов,осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор (Роспотребнадзор), рассматривают мировые судьи.
УК РФ:
Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил
1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее понеосторожности массовое заболевание или отравление людей, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шестимесяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работамина срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срокдо одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается обязательными работами на срок до четырехсотвосьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцевдо двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишениемсвободы на тот же срок.
Уголовные дела возбуждаются следственными подразделениями органоввнутренних дел.
В случае противодействия гражданина законным распоряжениямсотрудника полиции, последний применяет меры в соответствии с ФЗ «Ополиции», КоАП РФ, в т.ч. в рамках возбуждения административногопроизводства по статье 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжениюсотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службыбезопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов,осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сферемиграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительнойсистемы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации».
Если гражданин препятствует проникновению в жилище медицинскогоперсонала, предлагается возбуждать уголовное дело по статье 236 УК РФ«Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», что дает основание дляпроникновения в жилище в порядке статьи 15 ФЗ «О полиции» (для задержаниялиц, подозреваемых в совершении преступления).
III. Последствия неисполнения гражданами законодательства.
При наступлении последствий действий гражданина, указанных в статье 236УК РФ, возбуждается уголовное дело.
Уголовные дела возбуждаются следственными подразделениями органоввнутренних дел.
Во всех случаях причинения материального вреда (в т.ч. по причинезаражения коронавирусной инфекцией (COVID-2019)), это вред возмещается всоответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Справочно:
ГК РФ
Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред,причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полномобъеме лицом, причинившим вред.
Статья 1085. Объем и характер возмещения вреда, причиненногоповреждением здоровья
1. При причинении гражданину увечья или ином повреждении егоздоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход),который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительнопонесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы налечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование,посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальныхтранспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, чтопотерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на ихбесплатное получение.
2. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия поинвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или инымповреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобныевыплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, непринимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (незасчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда незасчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим послеповреждения здоровья.
Министерство юстиции Новосибирской области
Управление административных органов
администрации Губернатора Новосибирской области
и Правительства Новосибирской области